Я в мире … Мир во мне
Нравственный человек – это человек, соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали, выработавший определённую систему ценностей, соответствующую общественной морали. Предлагаемое направление имеет своей целью формирование у ребёнка устойчивой нравственной позиции, умения существовать в социуме.
Воспитательные задачи:
1-4 классы
- выявление объективных данных о семье, интересах, занятости учащихся в свободное время, отношение к учёбе и общественной деятельности;
- ознакомление с основными традициями школы, воспитание на положительных примерах из жизни школы;
- формирование основ этических идеалов – гуманизма, честности, справедливости, ответственности, уважения к окружающим людям, милосердия.
5-9 классы
- выработка осознания ребёнком прав и обязанностей личности в социуме, формирование самосознания и ответственности подростков перед обществом;
- воспитание гуманного отношения к нуждающимся в помощи, терпимости и милосердия к больным и слабым;
- формирование представлений о семейных ценностях, приобретение навыков семейной дипломатии, воспитание стремления к совершенствованию своих способностей.
10-11 классы
- воспитание гуманистического отношения к людям, непримиримости к агрессии, уважительного отношения к защитникам Отечества;
- развитие объективной самооценки. Воспитание терпимости к чужому мнению, принципа сосуществования людей с различным мировоззрением, вероисповеданием, менталитетом;
- воспитание потребности в нравственных поступках ради ближнего, совершенствование межличностных отношений в классе.
Классы |
Формы работы |
Ожидаемые результаты |
1-4 классы |
- операция «Уют»; - уроки коллектива; - День рождения школы; - час семьи; - День матери; - новогодние праздники; - анкетирование и беседы с классом; - игра «Что такое хорошо и что такое плохо»; - кл.часы, посвящённые девочкам, мальчикам; - мероприятия о домашних животных. |
Сформированное позитивное отношение к учебной и общественной деятельности; чувство коллективизма, ответственности за себя и своих товарищей, чувство любви и уважения к своей матери, к семье в целом; милосердие и любовь ко всему живому. |
5-9 классы
|
- уроки нравственности; - час семьи, рождение школы; - конкурсные семейные программы; - День матери; - анкетирование; - рождественская ёлка; - Международный женский день; - беседа с девочками, с мальчиками; - праздники творчества учащихся, выставки творческих работ. |
Развитая потребность в самоанализе, самооценке, самовоспитании, сформированное представление о семейных ценностях, терпимость и милосердие к больным и слабым. Чувство ответственности перед обществом, развитое чувство прекрасного. |
10-11 классы |
- уроки нравственности; - час семьи; - день рождения школы; - День матери; - диагностика учащихся; - Международный женский день; - вечер встречи с выпускниками школы; - циклы бесед: «Мир и миролюбие», «Ты знаешь – я рядом», «Добрая память» и др.; - выставка творческих работ учащихся; - беседы: «Лики любви»; - День святого Валентина. |
Сформированное гуманистическое отношение к окружающему миру, нравственные основы личности, культура взаимоотношений, речи, мыслительной деятельности. Внутренняя потребность к самосовершенствованию. |
|
Направление: «ВЫБОР»
Трудовая и общественно-полезная деятельность ребёнка в школе играет большую роль в дальнейшем процессе социализации личности, в том числе, в выборе профессии. Школа должна заботиться об обоснованном выборе профессии её выпускниками, формировать в них определённые качества, дающие быть востребованными на рынке труда, самоопределиться профессионально и социально.
Основные задачи направления:
- формировать психологическую установку и понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа реализации человека;
- вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками (политехническими и по самообслуживанию);
- предоставить максимум информации о профессиях, специальностях, необходимых в нашем экономическом районе;
- вооружить информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения;
- помочь учащимися в выборе профессии на уровне социально-психологической консультации;
- организовывать обучение основам некоторых профессий.
Классы |
Формы работы |
Предполагаемые результаты |
1-4 классы |
- операция «Школьный двор»; - операция «Уют»; - выставка поделок из природного материала; - неделя трудового обучения; - выставка художественного творчества; - праздник «Профессии наших родителей» |
Понимание культуры физического труда. Осознание, что труд – это забота, работа, помощь другому человеку, украшение среды обитания. Приобретение навыков шитья, лепки, конструирования, моделирования. |
5-11 классы |
- операция «Уют», «Зелёный подоконник», «Школьный двор»; - выставка цветов и поделок из природного материала; - предметные недели, выставка художественного творчества, игры – конкурсы, кулинарно-приключенский праздник; - выставка книг о профессиях, диагностические исследования, тематические беседы, социально-педагогические консультации, занятия кружков, секций, работа стенда: «Куда пойти учиться?»
|
Сформированная стратегия человека, наличие жизненных и профессиональных целей, владение информацией о порядке и условиях поступления в учебные заведения, развитая культура физического и умственного труда. |
|
Направление «Здоровье»
Направление – физиологическое направление здоровья человека – рассматриваем, как важнейшую социальную, личностную ценность, тесно связанную с нравственным здоровьем, превращая охрану здоровья учащихся в одно из приоритетных направлений работы школы.
Главные задачи направления:
- создание реальных социально-гигиенических и социально-психологических условий в школе, способствующих укреплению здоровья;
- активная и широкая пропаганда организации ЗОЖ;
- представление информации о способах оздоровления организма, обучение конкретным приёмам и методам оздоровления организма;
Установление тесной взаимосвязи с медицинскими учреждениями по вопросам медицинского обследования, профилактики заболеваний, организации медицинского всеобуча;
- формирование осознанного отношения школьников к своему физическому и психическому здоровью.
Классы |
Формы работы |
Ожидаемые результаты |
1-4 классы |
- уроки здоровья: «Полезные и вредные привычки», «Сколько стоит твоё здоровье» и др.; - акция «Спасибо, нет!»; - конкурсы рисунков; - школьная спартакиада; - спортивные соревнования; - дни здоровья; - игра - «Зарничка»; - акция «За здоровый образ жизни»; - всемирный день здоровья; - выставка книг «Советы доктора Пилюлькина»; - анкетирование. |
Увлечённость спортом, туризмом; физкультура – один из самых любимых уроков в школе; знание способов оздоравливания организма, убеждённость в том, что курение, алкоголь, наркотики вредят, подрывают здоровье человека; хорошее и отличное физическое развитие. |
5-11 классы |
- уроки здоровья; - акция «Спасибо, нет!»; - час здоровья; - лекции-семинары; - конкурсы рисунков, плакатов; - общешкольная линейка, посвящённая Единому Дню борьбы со СПИДом; - школьная спартакиада; - дни здоровья; - игры «Зарница», «Орлёнок»; - уроки-конференции; - акция «За здоровый образ жизни»; - соревнования «Лихие забавы на Руси; - выставки книг; - анкетирование; - часы доверительного разговора. |
Понимание значения взаимодействия с окружающей средой, как фактора, влияющего в значительной мере на здоровье. Ведение здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Соблюдение гигиенических норм и правил. Отношение к своему здоровью как к важнейшей личной и общественной ценности, стремление к физическому совершенствованию. |
|
Направление «Семья и школа»
Процесс воспитания ребёнка сложен, многотруден и в каждой семье уникален. Каким способом родители воспитывают ребёнка? Почему они воспитываются именно таким образом? Каковы причины, вызывающие данный тип воспитания? Эти и ещё много, много вопросов. Касающихся взаимоотношений в семье, постоянных чувств, болезненных переживаний, привязанностей, индивидуальных устремлений, следует задать себе (родителям), чтобы научиться, более эффектно общаться со своими детьми, наилучшим образом строить внутрисемейные отношения.
В последнее время конфронтация семьи и школы достигла своего предела. Семья не верит школе и слегка презирает это заведение за непрофессионализм учителей. Школа отвечает семье тем же, обвиняя родителей за полное отсутствие семейного воспитания и распущенность детей, напоминающих школу. Ситуация усугубляется тем, что на открытый конфликт не идёт ни одна из этих сторон: семья всегда осторожно ведёт себя, охраняя ребёнка от педагогического гнева, а школа в растерянности перед сложившимися обстоятельствами сегодняшней полуразрушенной семьи и робеет перед семьёй как перед сильным врагом своим. Исследование проблем семьи и семейного воспитания показывают, что родители всё больше нуждаются в помощи специалистов. Консультации и рекомендации нужны не только родителям детей «группы риска» или проблемным семьям. Они необходимы каждой семье на определённом этапе её развития в силу внутренних потребностей и растущих требований к семье как социальному институту.
Помочь родителям сознательно строить и совершенствовать детско-родительские отношения – такова цель программы. Программа ориентирована не только на приобретение готовых психологических знаний и советов, но и на осознание родителями необходимой творческой работы над собой.
Задачи:
1. Изменение психологической установки педагогов и родителей на роль семьи в формировании личности: необходимо вернуть ребёнка в семью, возвратить семье роль «домашней академии», а родителям – функцию главных воспитателей.
2. Научная диагностика семьи, условий семейного воспитания и потребностей родителей.
3. Отключение родителей от традиционного негатива в психолого-педагогической подготовке.
4. Широкое использование педагогических возможностей самих родителей.
5. Организация скорой психолого-педагогической помощи семьи.
6. Придание работе с родителями живого, практического характера.
Целью воспитания родителей является создание таких перспектив, в которых они нуждаются как воспитатели. Воспитание родителей должно прежде всего помочь им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей.
Формы работы:
1. Психодиагностика
1-4 классы
1. Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
2. ДДЧ.
3. Измерение родительских установок и реакций.
4. Диагностика девиантного поведения.
5 – 9 классы
1. Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
2. ДДЧ.
3. Измерение родительских установок и реакций.
4. Диагностика девиантного поведения.
5. Диагностика взаимоотношений подростков с родителями.
6. Диагностика родительских отношений.
10-11 классы
1. Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений.
2. ДДЧ.
3. Измерение родительских установок и реакций.
4. Диагностика девиантного поведения.
5. Понимание родителями особенностей юношеского возраста.
6. Диагностика родительских отношений.
2. Консультирование
1. Индивидуальные консультации родителей и детей.
2. Семейное консультирование (групповое).
3. Коррекционная и развивающая работа
1. Метод групповой дискуссии повышает психолого-педагогическую грамотность.
2. Метод игры помогает моделировать и воспроизводить в контролируемых условиях семейные ситуации. Игры: «Архитектор и строитель», «Приятное воспоминание», «Неприятное воспоминание».
3. Метод совместных действий основан на выполнение ребёнком и родителем общего задания.
4. Метод обсуждения и разыгрывание ситуаций «Идеальный родитель или ребёнок» глазами родителя и ребёнка.
5. Метод обучающего эксперимента.
6. Метод анализа поступков детей и родителей.
7. Метод анализ коммуникаций «Ребёнок – родитель» при решении проблем ребёнка.
8. Метод анализа ситуации.
4. Просветительская работа
1-4 классы
Кл. часы: «Мой дом родной, «Самые мои дорогие люди – мама и папа» и т.д.
Родительские собрания: «Одна семья», «Проблемы адаптации первоклассников», «Упрямство от противостояния к пониманию» и т.д.
5-9 классы
Кл. часы: «Мои обязанности перед семьёй»
Круглый стол: «Поощрения и наказания перед семьёй» и т.д.
Родительские собрания: «Традиции моего дома», «Девятиклассники», «Переходный возраст: особенности контакта с подростками», «Как развивать чувство ответственности в детях?» и т.д.
10-11 классы
Кл. часы: «Правила счастливого человека», «Святыни человеческой души» и т.д.
Родительские собрания: «Будущая семья моих детей», «как поддержать ребёнка во время выпускных и вступительных экзаменов», Как помочь подростку выбрать профессию?» и т.д.
5. Посещение семей
Ожидаемый результат: создадутся, определённые взаимоотношения между детьми и родителями, т.е. определённый образ жизни семьи и взаимоотношений её членов, в результате чего в развитии ребёнка создадутся такие условия, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворены в достаточной мере и на необходимом уровне. Воспитание родителей поможет им приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. Всё внимание родителей будет сосредоточено на руководстве поведением ребёнка, на его интеллектуальное развитие и на развитие личности ребёнка и его социальной компетентности.
Конечной целью воспитательное работой школы является формирование личности выпускника в идеальном варианте, отвечающей самым высоким социальным потребностям современного общества.
В модели выпускника МОУ Ильменской СОШ сформированы следующие качества:
1. Самоприятие личности («Мир во мне») – гармония и согласие внутренних «Образов я», сформированное понимание смысла жизни, идеалов, счастья. Развитое чувство собственного достоинства и самоуважения в принятии решений, стремление к саморазвитию, самовоспитанию.
2. Осмысление понятий: честь, долг, патриотизм, ответственность, гражданственность. Сформированное чувство гордости за свою малую и большую Родину и желание её процветания, уважительное отношение к законам своей страны.
3. «Я в мире» - способность оценивать и владеть своими чувствами, выбирать эффективные способы поведения в различных ситуациях, умение управлять собой, соотнося желаемое и возможное в контексте: «Я и общество», «Я и другие», «Я и мои желания». Развитая культура речи, сдержанность, тактичность, умение вести себя в конфликтных ситуациях («Я в мире»).
4. Интеллектуальное развитие – наличие широкого информационного кругозора, развитых способностей, интуиции, гибкого мышления, умения обобщать, делать выводы, применять полученные знания на практике.
5. Сформированное бережное отношение к природе, экологическая и природоохранная культура, готовность охранять и защищать природу своего края, страны, Земли.
6. Добросовестное отношение к труду, проявление старательности и настойчивости при достижении какой-либо цели, предприимчивость и самостоятельность; высокая активность нацеленная на преодоление жизненных проблем, оптимизм, стрессоустойчивость.
7. Ответственное и уважительное отношение к браку, к воспитанию будущих детей.
Отношение к своему физическому и психическому здоровью как к важной личной и общественной ценности, стремление к физическому совершенствованию, знание и применение способов оздоровления своего организма, отсутствие вредных привычек